Васильева Т.А. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я» СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я» СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

Васильева Татьяна Александровна

магистрант

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Самара, Россия

mdou183@gmail.com

В статье проведен анализ точек зрения отечественных и зарубежных ученых по проблеме условий развития образа Я ребенка дошкольного возраста. Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме образа Я у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста показал, что образ «Я» понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. В старшем дошкольном возрасте вместо познавательного типа общения ребенка с взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В этот период формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая. Происходит изменение в представлении о себе, его образе «Я». В дошкольном детстве ярко проявляются различия в выборе характера игр как у мальчиков, так и у девочек. Эти различия ни менее отчетливо выступают также в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по играм. Формирующиеся к старшему дошкольному возрасту полоролевые стандарты приобретают для детей значение моральных законов.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, самосознание, полоролевая социализация, образ «Я», особенности образа девочек, особенности образа мальчиков.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

FEATURES OF THE IMAGE OF THE MODERN CHILD’S SELF

Vasilyeva Tatiana Alexandrovna

Master’s student

Samara Branch of the Moscow City University

Samara, Russian Federation

mdou183@gmail.com

The article analyzes the points of view of domestic and foreign scientists on the problem of conditions for the development of the self-image of a preschool child. The theoretical analysis of literary sources on the problem of the image of the Self in girls and boys of senior preschool age has shown that “I” image is understood in psychology as a stable system of generalized representation of the individual about himself, which determines the individual’s attitude to himself and other people. In the older preschool age, instead of the cognitive type of communication between a child and an adult, a personal one comes to the fore, in the center of which lies an interest in human relationships. By the end of preschool age, children develop self-esteem. Its content is the state of practical skills and moral qualities of the child, expressed in subordination to the norms of behavior established in this team. During this period, all aspects of the child’s personality are formed: intellectual, moral, emotional and volitional, effective and practical. There is a change in the idea of himself, his “I” image. In preschool childhood, differences in the choice of the nature of games for boys and girls are very clearly manifested. These differences are no less clearly manifested also in the preference of peers of their own sex as playmates. Gender-role standards formed by the older preschool age acquire the meaning of moral laws for children.

Keywords: senior preschool age, self-awareness, gender role socialization, “I” image, features of the image of girls, features of the image of boys.

READ ARTICLE