РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Марина Амировна Егорова
аспирант
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Самара
marri-land@mail.ru
Статья посвящена проблеме формирования готовности к саморазвитию обучающихся старшего подросткового возраста. Рассмотрены подходы к определению понятия готовности к саморазвитию. Определены факторы, определяющие готовность к саморазвитию. Выделена особая роль педагогической поддержки как важного фактора. Выявлены факторы, влияющие на успешность формирования готовности к саморазвитию. В статье предлагаются обобщенные этапы саморазвития личности. Рассмотрены различные подходы к проблеме соотношения стремления к саморазвитию как внутренне присущего человеческого качества, и роли педагогического сопровождения в формировании личности. Описаны основные направления педагогической мысли, касающиеся проблемы формирования готовности к саморазвитию: концепция самоорганизуемого воспитания, концепция целостного саморазвития и концепция коллективного воспитания. Делается вывод о том, что понимание саморазвития невозможно объяснить ни как только проявлением свободы мысли и стремлением к идеалу, ни как результат целенаправленного педагогического воздействия. Готовность к саморазвитию в старшем подростком возрасте не возникает сама по себе, а формируется как результирующая различных факторов, как внутренних, так и внешних.
Ключевые слова:саморазвитие, готовность к саморазвитию, старший подростковый возраст, педагогическая поддержка.
ROLE OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE PROCESS OF FORMATION
OF PREPAREDNESS FOR SELF-DEVELOPMENT OF OLDER TEENAGERS
Marina A. Egorova
Postgraduate Student
Samara Branch of Moscow City University
Samara
marri-land@mail.ru
The article is devoted to the problem of formation of readiness for self-development of students of senior adolescence. The approaches to the definition of the notion of readiness for self-development are considered. The factors determining the readiness for self-development have been identified. The special role of pedagogical support as an important factor is highlighted. The factors influencing the success of the formation of readiness for self-development have been identified. The article offers generalized stages of personality self-development. Various approaches to the problem of correlation of the desire for self-development, as an inherent human quality, and the role of pedagogical support in the formation of personality are considered. The main directions of pedagogical thought concerning the problem of formation of readiness for self-development are described: the concept of self-organizing education, the concept of holistic self-development and the concept of collective education. The main conclusion is that the understanding of self-development cannot be explained either only by the manifestation of freedom of thought and the desire for the ideal, or as a result of purposeful pedagogical influence. Readiness for self-development in older adolescence does not arise by itself, but is formed as a result of various factors, both internal and external.
Keywords: self-development, readiness for self-development, senior adolescence, pedagogical support.
Литература / References
Воронин А. С. 2006: Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург, 2006. 135 c.
Voronin A. S. 2006: Slovar’ terminov po obshchey i social’noy pedagogike [Glossary of Terms in General and Social Pedagogy]. Ekaterinburg, 135 p. (in Russian)
Гутник Д. Г., Биктагирова Г. Ф. 2020: К вопросу о необходимости формирования готовности к саморазвитию у старших подростков // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: ежегодный альманах Казанского федерального университета, 124–129.
Gutnik D. G., Biktagirova G. F. 2020: K voprosu o neobhodimosti formirovaniya gotovnosti k samorazvitiyu u starshih podrostkov [On the Question of the Need to Form Readiness for Self-development in Older Adolescents] // Aktual’nye problemy spetsial’noy psihologii i korrektsionnoy pedagogiki: ezhegodnyy al’manah Kazanskogo federal’nogo universiteta [Actual Problems of Special Psychology and Correctional Pedagogy: Annual almanac of Kazan Federal University], 124–129. (in Russian)
Зинченко Ю. П., Куприянова И. Д. 2010: военно-психологический словарь-справочник. М. 592 c.
Zinchenko Yu. P., Kupriyanova I. D. 2010: voenno-psihologicheskiy slovar’-spravochnik [Military Psychological Dictionary]. Moscow. 592 p. (in Russian)
Миронова Т. Н. 2010: Общая характеристика концепций воспитания // Вестник Кемеровского государственного университета. 1 (41), 236–242.
Mironova T. N. 2010: Obshchaya harakteristika konceptsiy vospitaniya [General Characteristics of the Concepts of Education] // Vestnik kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. 1 (41), 236–242. (in Russian)
Ребер А. 2002: Оксфордский толковый словарь по психологии. М. 559 c.
Reber A. 2002: Oksfordskiy tolkovyy slovar’ po psihologii [Oxford Explanatory Dictionary of Psychology]. M. 559 p. (in Russian)
Прохоров А. В. 2010: Педагогическая концепция целостного саморазвития человека. Рязань. 144 c.
Prokhorov A. V. 2010: Pedagogicheskaya kontseptsiya tselostnogo samorazvitiya cheloveka [Pedagogical Concept of Holistic Human Self-development]. Ryazan. 144 p.
Цукерман Г. А. 2014: Развитие учебной самостоятельности // Вестник ТГУ. 12, 29–38.
Zhukerman G. A. 2014: Razvitie uchebnoy samostoyatel’nosti [Development of Educational Independence] // Vestnik TGU [TSU Bulletin]. 12, 29–38. (in Russian)