Клейберг Ю.А. СНОБИЗМ: ПСИХОЛОГО-ДЕВИАНТОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ «ФАЛЬШИВОГО ЧЕЛОВЕКА»

СНОБИЗМ: ПСИХОЛОГО-ДЕВИАНТОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ «ФАЛЬШИВОГО ЧЕЛОВЕКА»

Клейберг Юрий Александрович

академик РАЕН, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор

Академия национального образования и науки

Тверь, Россия

yury.kleyberg@yandex.ru

В статье представлены психолого-девиантологические тренды концептов «снобизм» и «сноб». Прекурсором и квинтэссенцией исследования является нарративный дискурсивный анализ и каузальный подход в отношении актуальных трендов девиантного поведения в трех его императивах – психологическом, девиантологическом и социальном. Также в статье рассматривается снобизм как самое распространенное и опасное социальное явление современности, он является деструктивным маркером личностной, социальной и профессиональной идентификации. Для него характерны миметические желания (мимезисы), которые по своей сути являются фальшивыми, иллюзорными, подражательными, доминирующими в знаковой иерархии ценностей сноба. Отмечается, что снобизм становится извращенной современной моделью, программой, идеологией постсоветского, поколения (современный снобизм).

Ключевые слова: снобизм, сноб, концепты, фальшь, фальшивость, искренний человек, «фальшивый» человек, образы снобов, «синдром Хлестакова», мимезисы, «комильфо» и «не комильфо», нарративный дискурсивный анализ и каузальный подход.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ

SNOBISM: A PSYCHOLOGICAL-DEVIANTOLOGICAL CONCEPT “FALSE MAN”

Kleyberg Yury Alexandrovich

Academician of the Russian Academy of Natural Sciences,

Doctor of Psychology, Doctor of Pedagogy, Professor

Academy of National Education and Science, Tver, Russia

yury.kleyberg@yandex.ru

The article presents psychological and deviantological trends in the concepts of “snobbery” and “snob”. The precursor and quintessence of the study is a narrative discourse analysis and causal approach to current trends in deviant behavior in its three imperatives – psychological, deviantological and social. Also, the article examines snobbery as the most widespread and dangerous social phenomenon of our time; it is a destructive marker of personal, social and professional identification. It is characterized by mimetic desires (mimesis), which are inherently false, illusory, imitative, dominant in the sign hierarchy of the snob’s values. It is noted that snobbery is becoming a perverted modern model, program, ideology of the post-Soviet generation (modern snobbery).

Keywords: snobbery, snob, concepts, falsehood, falsity, sincere person, “fake” person, images of snobs, “Khlestakov syndrome”, mimesis, “come il faut” and “not comme il faut”, narrative discourse analysis and causal approach.