ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ – УСЛОВИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКА
Елена Николаевна Смагина
соискатель уч. ст. канд. психол. н.
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Самара
В статье приводятся результаты исследования ценностных ориентаций учителя в условиях реализации ФГОС общего образования. Приводятся результаты анкетирования 98 педагогов из
11 школ, работающих с обучающимися 14–15-летнего возраста. Компоненты педагогической деятельности (ценности, убеждения, мотивы и др.) характеризуются как психолого-педагогические условия, способные влиять на формирование нравственно-ценностной сферы подростков.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, нравственно-ценностная сфера, ценностные ориентации, педагогическая деятельность.
VALUE ORIENTATIONS OF A MODERN TEACHER – A CONDITION
FOR THE FORMATION OF THE MORAL AND VALUE SPHERE OF A TEENAGER
Elena N. Smagina
Candidate of Academic Degree Candidate of Psychology
Samara Branch of Moscow City University
Samara
The article presents the results of a study of the teacher’s value orientations in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of General Education. The results of a survey of 98 teachers from 11 schools working with students aged 14–15 are presented. The components of pedagogical activity (values, beliefs, motives, etc.) are characterized as psychological and pedagogical conditions that can influence the formation of the moral and value sphere of adolescents.
Keywords: psychological and pedagogical conditions, moral and value sphere, value orientations, pedagogical activity.
Литература / References
Баженова Н. Г., Хлудеева И. В. 2012: Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена 151, 217–223.
Bazhenova N. G., Hludeeva I. V. 2012: Pedagogicheskie usloviya, orientirovannye na razvitie: teoreticheskiy aspekt [Pedagogical Conditions Focused on Development: Theoretical Aspect] // Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences 151, 217–223. (in Russian)
Бездухов В. П., Жирнова Т. В. 2008: Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование. М.
Bezduhov V. P., Zhirnova T. V. 2008: Nravstvenno-tsennostnaya sfera soznaniya studenta: diagnostika i formirovanie [Moral and Value Sphere of Student’s Consciousness: Diagnostics and Formation]. Moscow. (in Russian)
Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. 2012: Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education 1, 8–14.
Ippolitova N. V., Sterhova N. S. 2012: Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: sushchnost’, klassifikatsiya [Analysis of the Concept of “Pedagogical Conditions”: Essence, Classification] // General and Professional Education 1, 8–14. (in Russian)
Исаев И. Ф. 2002: Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.
Isaev I. F. 2002: Professional’no-pedagogicheskaya kul’tura prepodavatelya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy [Professional and Pedagogical Culture of a Teacher: a Textbook for Students of Higher Educational Institutions]. Moscow. (in Russian)
Кузнецов К. Г. 2012: Психолого-педагогические условия развития самостоятельности старшеклассников в планировании личных профессиональных перспектив: автореферат дисс. … кандидата психол. наук: 19.00.07. М.
Kuznetsov K. G. 2012: Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya samostoyatel’nosti star-sheklassnikov v planirovanii lichnyh professional’nyh perspektiv [Psychological and Pedagogical Conditions for the Development of Independence of High School Students in Planning Personal Professional Prospects]. PhD Thesis. Moscow. (in Russian)
Мирошникова Л. И. 2012: Роль личности учителя в развитии нравственно-духовной личности школьника // Современная высшая школа: инновационный аспект 4, 53–58.
Miroshnikova L. I. 2012: Rol’ lichnosti uchitelya v razvitii nravstvenno-duhovnoy lichnosti shkol’nika [The Role of the Teacher’s personality in the Development of the Moral and Spiritual Personality of the Student] // Contemporary higher education: innovative aspects 4, 53–58. (in Russian)
Николина В. В., Лоськова Е. П. 2018: Психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях развития постиндустриального общества // Духовно-нравственное воспитание человека: традиции и современность: материалы международной научно-практической конференции (11–12 дек. 2018 г. Пюхтицкий Успенский монастырь). Куремяэ (Эстония), 450–454.
Nikolina V. V., Loskova E. P. 2018: Psihologo-pedagogicheskie usloviya duhovno-nravstvennogo vospitaniya obuchayushchihsya v usloviyah razvitiya postindustrial’nogo obshchestva [Psychological and pedagogical conditions of spiritual and moral education of students in the conditions of development of post-industrial society] // Spiritual and moral education of a person: traditions and modernity: materials of the International scientific and practical conference (Dec. 11–12, 2018, Pyukhtitsky Assumption Monastery). Kuremae (Estonia), 450–454. (in Russian)
Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р. 2011: Развитие нравственной сферы личности подростка. Курган.
Ovcharova R. V., Gizatullina E. R. 2011: Razvitie nravstvennoy sfery lichnosti podrostka [Development of the Moral Sphere of a Teenager’s Personality]. Kurgan. (in Russian)
Потанина Л. Т., Мельников Т. Н., Москвина А. С. 2016: Развитие ценностно-смысловой сферы личности в новой школе // Педагогическое образование и наука 1, 34–39.
Potanina L. T., Mel’nikov T. N., Moskvina A. S. 2016: Razvitie tsennostno-smyslovoy sfery lichnosti v novoy shkole [Development of the value-semantic sphere of personality in a new school] // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science] 1, 34–39. (in Russian)
Пушкина Т. Ф., Кучерова С. В. 2020: Специфика системы ценностей современных подростков // Проблемы современного педагогического образования 67-3, 309–312.
Pushkina T. F., Kucherova S. V. 2020: Spetsifika sistemy tsennostey sovremennyh podrostkov [Specificity of the Value System of Modern Adolescents] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education] 67-3, 309–312. (in Russian)
Степанова Л. С. 2009: Воспитание нравственных личностных качеств у учащихся в образовательном процессе школы: автореферат дисс. … кандидата пед. наук: 13.00.01. СПб.
Stepanova L. S. 2009: Vospitanie nravstvennyh lichnostnyh kachestv u uchashchihsya v obrazovatel’nom protsesse shkoly [Education of Moral Personal Qualities of Students in the Educational Process of the School]. PhD Thesis. St. Petersburg. (in Russian)
Шестопалов С. В. 2008: Формирование нравственных ценностей старшеклассников в новом информационном пространстве: автореферат дисс. … кандидата пед. наук: 13.00.01. М.
Shestopalov S. V. 2008: Formirovanie nravstvennyh tsennostey starsheklassnikov v novom informatsionnom prostranstve [Formation of Moral Values of High School Students in the New Information Space]. PhD Thesis. Moscow. (in Russian)