Елена Борисовна Никулина*, Наталья Леонидовна Никулина* РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Рефлексия как механизм формирования адаптационного потенциала ОБУЧАЮЩИХСЯ в вузе

Елена Борисовна Никулина

доцент

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Самара

nikulinaelena@rambler.ru

Наталья Леонидовна Никулина

старший преподаватель

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Самара

so_nata_@mail.ru

В статье анализируются подходы к пониманию сущности процессов рефлексии и адаптации, рассмотрена роль адаптационного потенциала личности в современном мире; выявлена взаимосвязь рефлексивного и адаптационного потенциала; приведены результаты эмпирического исследования, показывающего данную взаимосвязь.

Ключевые слова: адаптация; адаптационный потенциал личности; рефлексия; личностные ресурсы.

Reflection as a mechanism for the formation

of the adaptive human potential in the space era

Elena B. Nikulina

PhD in Pedagogic Sciences, Docent

Samara Branch of Moscow City University

Samara

nikulinaelena@rambler.ru

Natalya L. Nikulina

PhD in Economics, Senior Lecturer

Samara Branch of Moscow City University

Samara

so_nata_@mail.ru

The article analyzes the approaches to understanding the essence of the processes of reflection and adaptation, considers the role of the adaptive potential of the individual in the era of human exploration of outer space; reveals the relationship between reflexive and adaptive potential; presents the results of an empirical research showing this relationship.

Keywords: adaptation; adaptive potential of the individual; reflection; personal resources.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

Литература / References

Асмолов А. Г. 1990: Психология личности. М.

Asmolov A.G. 1990: [Psychology of Personality]. Moscow. 336 p. (in Russian)

Бездухов В. П., Носков И.А. 2019: Аксиологическое общение как предмет педагогической рефлексии // Самарский научный вестник 8, 4 (29), 227–231.

Bezdukhov V. P., Noskov I. A. 2019: [Axiological communication as a subject of pedagogical reflection] // [Samara Scientific Bulletin] 8, 4 (29), 227–231. (in Russian)

Голубева Н. М. 2018: Особенности рефлексии в психологической адаптации студентов к образовательной среде организации высшего образования: автореферат дисс. … к. психол. н. Саратов.

Golubeva N. M. 2018: [Features of reflection in the psychological adaptation of students to the educational environment of the organization of higher education]: PhD thesis. Saratov. (in Russian)

Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. 2010: Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml (дата обращения: 09.02.2014).

Dubovitskaya T.D. 2010: [Methods of studying the adaptability of students in the university] //
[Psychological Science and Education] 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml (accessed: 02.09.2014). (in Russian)

Карпов А. В. 2003: Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал 24, 5, 45–57.

Karpov A. V. 2003: [Reflexivity as a mental property and methodology for its diagnosis] // [Psychological Journal] 24, 5, 45–57. (in Russian)

Кашапов М. М. 2017: Соотношение смысложизненных ориентаций и мотивационно-смысловых образований в процессе адаптации студентов в вузе // Психология – наука будущего: Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» / под редакцией А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 329–333.

Kashapov M. M. 2017: [Correlation of life-meaning orientations and motivational-semantic formations in the process of adaptation of students at a university] // [Psychology is the Science of the Future: Materials of the VII International Conference of Young Scientists “Psychology is the Science of the Future”]. Ed. by A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko. Moscow, 329–333. (in Russian)

Коновалова Н. Л. 2000: Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.

Konovalova N.L. 2000: [Prevention of violations in the development of personality with psychological support of schoolchildren]. St. Petersburg. (in Russian)

Леонтьев Д.А., Осин Е. Н. 2014: Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики 11, 4, 110–135.

Leontiev D. A., Osin E. N. 2014: [Reflection “good” and “bad”: from an explanatory model to differential diagnostics] // [Psychology. The Journal of the Higher School of Economics] 11, 4, 110–135. (in Russian)

Маклаков А. Г. 2001: Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал 22, 1, 16–24.

Maklakov A. G. 2001: Personal adaptive potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions // Psychological Journal 22, 1, 16–24. (in Russian)

Муздыбаев К. 1998: Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии 1, 2, 102–112.

Muzdybaev K. 1998: [The strategy of coping with life’s difficulties]// [The Journal of Sociology and Social Anthropology] 1, 2, 102–112. (in Russian)

Никулина Е. Б., Никулина Н. Л. 2018: Академическая свобода педагогов как участников образовательного процесса // Ребёнок и мир: открытые возможности: сборник статей II Международной научной конференции (г. Самара, 10–12 октября 2018 г.). Самара, 187–190.

Nikulina E. B., Nikulina N. L. 2018: [Academic freedom of teachers as participants in the educational process] // [Child and the World: Open Opportunities: Collection of articles of the II International Scientific Conference] (Samara, October 10–12, 2018). Samara, 187–190. (in Russian)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *