Т. А. Дмитренко* РОЛЬ И МЕСТО ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯТ. А. Дмитренко

РОЛЬ И МЕСТО ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

доктор педагогических наук, профессор,

академик Международной академии наук педагогического образования

Московский педагогический государственный университет

Москва, Россия

dmit.t.a@mail.ru

В статье анализируется роль и место цифровых технологий в обучении иностранным языкам в системе высшего образования, в частности иноязычного образования. Цифровизация общества и образования привела к активному использованию цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку. Моделирование культурного пространства на занятии по иностранному языку и погружение учащихся с помощью цифровых обучающих технологий в языковую среду, свойственную народу страны изучаемого ими языка, благотворно сказывается на повышение качества овладения иноязычной речевой деятельностью. Цифровизация иноязычного образования в высшей школе предоставляет информацию, которая обеспечивает студентам широту ориентировки в окружающем мире, т.е. обобщённые знания и способы действия, при этом создаётся наилучший режим развития умственный активности и самостоятельности у обучающихся. Умение педагогов пользоваться цифровым образовательным контентом открывает широкий доступ к качественному образовательному цифровому контенту студентам, что позволяет усваивать им иноязычный речевой материал на новом уровне качества, т.е. на творческом уровне. Применение цифровых ресурсов и развитие цифровой образовательной среды в процессе изучения иностранного языка делает образовательный процесс более динамичным и способствует становлению объёмных и ярких представлений у студентов, создавая иллюзию соприсутствия в иноязычной языковой среде. Подача учебного материала в увлекательной форме и восприятие учебного материала в виде видеоролика становится в настоящее время одним из современных образовательных трендов. Информация, которая предоставляется студентам небольшими порциями не в ущерб целостному развитию личности и формированию поликультурной личности, позволяет облегчить процесс запоминания нужной информации. Подготовка конкурентоспособного специалиста, свободно владеющего своей профессией на уровне международных стандартов, является сегодня показателем качества вузовской подготовки. В условиях поликультурной среды иноязычная подготовка будущих специалистов в сфере межкультурных контактов предполагает хорошее владение ими иностранным языком, что обеспечивает выход на новый уровень качества преподавания с использованием цифровых технологий обучения.

Ключевые слова: цифровые технологии, повышение качества, обучение иностранным языкам, конкурентоспособный специалист, межкультурная коммуникация, поликультурная среда.

THE ROLE AND PLACE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGES TEACHING IN THE SYSTEM OF HIGHER FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

T. A. Dmitrenko

Doctor of Pedagogy, Professor,

Academician of the International Teacher’s Training Academy of Science

Moscow Pedagogical State University

Moscow, Russian Federation

dmit.t.a@mail.ru

The article examines the role and place of digital technologies in teaching foreign languages in the system of higher education, in particular foreign language education. The digitalization of society and education has led to the active use of digital technologies in the process of teaching a foreign language. Modeling the cultural space in a foreign language class and immersing students with the help of digital learning technologies in the language environment characteristic of the people of the country of the language they are learning has a beneficial effect on improving the quality of mastering foreign language speech activity. The digitalization of foreign language education in higher education provides information that provides students with a breadth of orientation in the world around them, i.e. generalized knowledge and methods of action, while creating the best mode for the development of mental activity and independence among students. The ability of teachers to use digital educational content opens up wide access to high-quality educational digital content for students, which allows them to assimilate foreign language speech material at a new level of quality, i.e. on a creative level. The use of digital resources and the development of a digital educational environment in the process of learning a foreign language makes the educational process more dynamic and contributes to the formation of voluminous and vivid ideas among students, creating the illusion of co-presence in a foreign language environment. The presentation of educational material in a fascinating form and the perception of educational material in the form of a video is currently becoming one of the modern educational trends. Information that is provided to students in small portions without prejudice to the integral development of the personality and the formation of a multicultural personality makes it possible to facilitate the process of memorizing the necessary information. The preparation of a competitive specialist who is fluent in his profession at the level of international standards is today an indicator of the quality of university training. In a multicultural environment, the foreign language training of future specialists in the field of intercultural contacts implies a good command of a foreign language, which provides a new level of teaching quality using digital learning technologies.

Keywords: digital technologies, quality improvement, foreign languages teaching, competitive specialist, intercultural communication, multicultural environment.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

Литература / References

Воевода Е. В. Межкультурная коммуникация в межэтническом образовательном пространстве // Научные исследования и разработки: Современная коммуникативистика. 2016. № 3 (22). С. 24–28.

Voyevoda Ye. V. Mezhkul’turnaya kommunikatsiya v mezhetnicheskom obrazovatel’nom prostranstve [Intercultural Communication in the Interethnic Educational Space] // Nauchnyye issledovaniya i razrabotki: Sovremennaya kommunikativistika [Scientific Research and Development: Modern Communication Studies]. 2016. No. 3 (22). P. 24–28.

Дмитренко Т. А. Современные технологии обучения иностранному языку в системе высшего образования: учебное пособие. М., 2022. 164 с.

Dmitrenko T. A. Sovremennyye tekhnologii obucheniya inostrannomu yazyku v sisteme vysshego obrazovaniya [Modern Technologies of Teaching a Foreign Language in the System of Higher Education]. Moscow, 2022. 164 p.

Дмитренко Т. А. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в условиях цифровизации языкового образования // Иностранные языки в школе. 2021. № 12. С. 42.

Dmitrenko T. A. Professional’naya podgotovka uchitelya inostrannogo yazyka v usloviyakh tsifrovizatsii yazykovogo obrazovaniya [Professional Training of a Foreign Language Teacher in the Context of Digitalization of Language Education] // Inostrannyye yazyki v shkole [Foreign Languages at School]. 2021. No. 12. P. 42.

Дмитренко Т. А. Инновационные тренды в системе языкового образования в XXI веке // Дискурс профессиональной коммуникации. 2021. Т. 3 (4). С. 73–83. DOI: 10.24833/2687-0126-2021-3-4-73-83

Dmitrenko T. A. Innovatsionnyye trendy v sisteme yazykovogo obrazovaniya v XXI veke [Innovative Trends in the System of Language Education in the XXIst Century] // Diskurs professional’noy kommunikatsii [Professional Discourse & Communication]. 2021. Vol. 3 (4). P. 73–83. DOI: 10.24833/2687-0126-2021-3-4-73-83

Calderón I. D. Language didactics and communication: Research field and teacher training. Praxis & Saber. 2018. No. 9 (21). P. 151–178.

Vetrinskaya V. V., Dmitrenko T. A. Developing students’ socio-cultural competence in foreign language classes // Training Language and Culture. Vol. 1. No. 2. P. 23–42.

Voevoda E. V. Intercultural communication in multicultural education space // Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4 (2). P. 11–20.