В. В. Ромашова*«СМЕРТЕЛЬНОЕ» ВЛЕЧЕНИЕ ГЕРМАНА: КОЕ-ЧТО О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ МОРТАЛЬНОГО ПЕРСОНАЖА В СИСТЕМЕ РОМАНА В. В. НАБОКОВА «ОТЧАЯНИЕ»

«СМЕРТЕЛЬНОЕ» ВЛЕЧЕНИЕ ГЕРМАНА: КОЕ-ЧТО О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ МОРТАЛЬНОГО ПЕРСОНАЖА В СИСТЕМЕ РОМАНА В. В. НАБОКОВА «ОТЧАЯНИЕ»

В. В. Ромашова

специалист

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Самара, Россия

vikaaromashova@gmail.com

Изучение смерти в качестве художественного элемента и полноценной доминанты нарративного уровня в творчестве В. В. Набокова представляется занимательной вещью с учётом многообразия исследовательских работ по метафизике писателя и метафикциональности его произведений. Статья совмещает теоретический и непосредственно практический стороны вопроса: что представляет из себя персонаж в качестве субъекта «высказывания смерти» и как реализуется его роль непосредственно в нарративе, какие функции он выполняет. Уточнение категории мортального персонажа способствует не только дальнейшему дополнению типологии героев В. В. Набокова, но и расширению теоретического описания данного элемента танатопоэтики для дальнейших исследований и систематизации разделов танатологического литературоведения.

Ключевые слова: смерть, танатопоэтика, мортальность, мортальный персонаж, Набоков, «Отчаяние».

HERMAN’S “DEATH” ATTRACTION: SOMETHING ABOUT THE FUNCTIONING OF A MORTAL CHARACTER IN THE SYSTEM OF V. V. NABOKOV’S NOVEL “DESPAIR”

V. V. Romashova

Methodist

Samara Branch of Moscow City University

Samara, Russian Federation

vikaaromashova@gmail.com

The study of death as an artistic element and a full-fledged dominant of narrative level in the work of V. V. Nabokov seems to be an interesting thing, considering the variety of research works on the metaphysics of the writer and the metafictionality of his works. The article combines the theoretical and practical aspects of the question considering the aspects of what a character he is like as a “statement of death”, how he realizes his important role in the narrative and what functions he performs. Clarification of the category of a mortal character contributes not only to further supplementing the typology of V. V. Nabokov’s heroes, but also to expanding the theoretical description of this element of thanatopoetics for further research and systematization of sections of thanatological literary theory.

Keywords: death, thanatopoetics, mortality, mortal character, Nabokov, “Despair”.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

Литература / References

Агранович С. З., Саморукова И. В. Двойничество. Самара, 2001.

Agranovich S. Z., Samorukova I. V. Dvoynichestvo [Duality]. Samara, 2001.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.

Bakhtin M. M. Voprosy literatury i estetiki: Issledovaniya raznykh let [Questions of Literature and Aesthetics: Studies of Different Years]. Moscow, 1975.

Битов А. Смерть как текст // В. В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. СПб., 1999. Т. 1. С. 15–24.

Bitov A. Smert’ kak tekst [Death as a text] // V. V. Nabokov: pro et contra / Comp. B. Averina, M. Malikova, A. Dolinina. St. Petersburg, 1999. Vol. 1. P. 15–24.

Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. М., 1999.

Gennep A. van. Obryady perekhoda. Sistematicheskoe izuchenie obryadov [Rites of Passage. Systematic Study of Rites] / Translated from French. Moscow, 1999.

Злочевская А. В. Почему Герман Карлович боится зеркал? О романе В. Набокова/Сирина «Отчаяние» // Вопросы литературы. 2021. № 1. C. 161–191.

Zlochevskaya A. V. Pochemu German Karlovich boitsya zerkal? O romane V. Nabokova/Sirina «Otchayanie» [Why is Herman Karlovich afraid of mirrors? About the novel by V. Nabokov/Sirina “Despair”] // Voprosy literatury. 2021. No. 1. P. 161–191.

Красильников Р. Л. Танатологические мотивы в художественной литературе: (введение в литературоведческую танатологию). М., 2015.

Krasil’nikov R. L. Tanatologicheskie motivy v khudozhestvennoy literature: (vvedenie v li-teraturovedcheskuyu tanatologiyu) [Thanatological Motives in Fiction: (Introduction to Literary Thanatology)]. Moscow, 2015.

Левин Ю. И. Биспациальность как инвариант поэтического мира Вл. Набокова // Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 323–391.

Levin Yu. I. Bispatsial’nost’ kak invariant poeticheskogo mira V. Nabokova [Bispaciality as an invariant of the poetic world of V. Nabokov] // Izbrannye trudy. Poetika. Semiotika [Selected Works. Poetics. Semiotics]. Moscow, 1998. P. 323–391.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

Lotman Yu. M. Struktura khudozhestvennogo teksta [The Structure of the Literary Text]. Moscow, 1970.

Набоков В. В. Отчаяние / Набоков В. В.: русский период. Собрание сочинений в 5 томах / Сост. Н. Артеменко-Толстой. Предисл. А. Долинина. СПб., 2006. Т. 3. C. 394–527.

Nabokov V. V. Otchayanie / Nabokov V. V.: russkiy period. Sobranie sochineniy v 5 tomakh [Nabokov V. V.: The Russian Period. Collected Works in 5 volumes] / Comp. N. Artemenko-Tolstoy. Preface by A. Dolinin. St. Petersburg, 2006. Vol. 3. P. 394–527.

Ромашова В. В. Мортальность как характеристика набоковского героя: к постановке проблемы // #ScienceJuice2021: сборник статей и тезисов. Том 3. Сост. Е. В. Страмнова, С. А. Лепешкин. М., 2021. С. 201–208.Romashova V. V. Mortal’nost’ kak kharakteristika nabokovskogo geroya: k postanovke problemy [Modality as a Characteristic of Nabokov’s Hero: towards the Formulation of the Problem] // #ScienceJuice2021: sbornik statey i tezisov [#ScienceJuice2021: Collection of Articles and Theses]. Vol. 3. Comp. E. V. Stramnova, S. A. Lepeshkin. Moscow, 2021. P. 201–208.