МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА У СТУДЕНТОВ
НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Екатерина Эдуардовна Ларюшкина
магистр 2-го года обучения
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Самара
Статья посвящена проблеме языкового барьера. В работе рассматриваются такие понятия, как языковой барьер, лингвистический барьер и коммуникативный барьер, выделены три типа последнего: барьер понимания, барьер социально-культурного различия и барьер отношения. В статье рассматриваются проблемы возникновения языкового барьера у студентов неязыковых специальностей: наличие страха, особенности темперамента учащихся, отсутствие мотивации и «беспредельность» изучаемого иностранного языка. Также предлагаются методические средства по преодолению данного барьера на занятиях иностранного языка. В статье приведены результаты анкетирования среди 65 студентов Самарского государственного технического университета таких специальностей, как архитектура, дизайн, водоснабжение и водоотведение, и промышленное и гражданское строительство. В ходе анализа анкетирования выявлено наличие языкового барьера, а также обнаружена основная ошибка преподавателей иностранного языка, которая является одной из причин возникновения языкового барьера и мешает работе по его устранению у студентов неязыковых специальностей.
Ключевые слова: языковой барьер, студенты неязыковой специальности, предотвращение и преодоление языкового барьера.
STUDY ON LANGUAGE BARRIERS AMONG NON-LANGUAGE STUDENTS
Ekaterina E. Laryushkina
Master’s Degree Student, 2nd year of study
Samara Branch of Moscow City University
Samara
9018398@mail.ru
The article is devoted to the problem of the language barrier. The paper differentiates language barrier linguistic barrier and communicative barrier. Three types of communicative barrier are caused by misunderstanding, by socio-cultural differences and by learner’s negative attitude. The article deals with the roots of a language barrier among students, which include: fear, the peculiarities of students’ temperament, lack of motivation and the “boundlessness” of the target foreign language (FL). The means for overcoming the barrier in FL classes are also offered. The article presents the results of a survey among 65 students of Samara State Technical University in the area of architecture, design, water supply and sanitation, and industrial and civil engineering. During the analysis of the questionnaire, it was revealed that these students suffer from a language barrier. Also, the main mistake of FL teachers was discovered, which is one of the causes of the language barrier and interferes with eliminating the barrier among students whose second language being studied is not the leading one.
Keywords: language barrier, second language, preventing and overcoming the language barrier.
Литература / References
Богатырева И. Ю. 2019: Условия возникновения языкового барьера в процессе изучения иностранного языка и особенности его преодоления у студентов неязыковых специальностей // Университетские чтения, 189–194.
Bogatyreva I. Yu. 2019: Usloviya vozniknoveniya yazykovogo bar’era v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka i osobennosti ego preodoleniya u studentov neyazykovyh spetsial’nostey [The Conditions for the Emergence of a Language Barrier in the Process of Learning a Foreign Language and the Peculiarities of Overcoming it Among Students of Non-linguistic Specialties] // Universitetskie chteniya [University Readings], 189–194. (in Russian)
Котельникова Е. Ю. 2017: Исследования языковых барьеров у студентов технических специальностей при изучении иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 200–203.
Kotel’nikova E. Yu. 2017: Issledovaniya yazykovyh bar’erov u studentov tekhnicheskih spetsial’nostey pri izuchenii inostrannogo yazyka [Studies of Language Barriers among Students of Technical Specialties in the Study of a Foreign Language] // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Questions of Theory and Practice], 200–203. (in Russian)
Полякова Л. О. 2016: Условия преодоления коммуникативно-языковых барьеров в системе неязыкового высшего образования // Российский журнал образования и психологии 1 (57), 23–28.
Polyakova L. O. 2016: Usloviya preodoleniya kommunikativno-yazykovyh bar’erov v sisteme neyazykovogo vysshego obrazovaniya [Conditions for Overcoming Communicative and Linguistic Barriers in the System of Non-Linguistic Higher Education] // Rossiyskiy zhurnal obrazovaniya i psihologii [Russian Journal of Education and Psychology] 1 (57), 23–28. (in Russian)
Сорокина Д. Б. 2017: Основные подходы к пониманию феномена «барьеры общения» в психологической науке // Мир науки. Педагогика и психология 5, 3, 1–7.
Sorokina D. B. 2017: Osnovnye podhody k ponimaniyu fenomena «bar’ery obshcheniya» v psihologicheskoy nauke [Basic Approaches to Understanding the Phenomenon of “Communication Barriers” in Psychological Science] // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya [The World of Science. Pedagogy and Psychology] 5, 3, 1–7. (in Russian)
Текеева Э. К. 2015: Психолого-педагогические трудности при обучении иностранным языкам и способы их преодоления // Образование, наука, инновации: Южное измерение 4 (42), 157–167.
Tekeeva E. K. 2015: Psihologo-pedagogicheskie trudnosti pri obuchenii inostrannym yazykam i sposoby ih preodoleniya [Psychological and Pedagogical Difficulties in Teaching Foreign Languages and Ways to Overcome Them] // Obrazovanie, nauka, innovatsii: Yuzhnoe izmerenie [Education, Science, Innovation: Southern Dimension] 4 (42), 157–167. (in Russian)
Фирсова И. В. 2013: Языковой барьер при обучении иностранному языку // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета 1 (9), 89–91.
Firsova I. V. 2013: Yazykovoy bar’er pri obuchenii inostrannomu yazyku [Language Barrier in Teaching a Foreign Language] // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humanities. Bulletin of the Financial University] 1 (9), 89–91. (in Russian)
Цыбенко Э. О. 2014: Психологический барьер, препятствующий усвоению иностранного языка на этапе обучения в техническом вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств 5 (61), 191–194.
Tsybenko E. O. 2014: Psihologicheskiy bar’er, prepyatstvuyushchiy usvoeniyu inostrannogo yazyka na etape obucheniya v tekhnicheskom vuze [A Psychological Barrier Preventing the Acquisition of a Foreign Language at the Stage of Training at a Technical University] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts] 5 (61), 191–194. (in Russian)